Indie-spb.ru

Патриарший проект indie-spb.ru

Метки: Дженсон баттон и себастьян феттель, баттон дженсон александр лионс, дженсон баттон википедия.

Перейти к: навигация, поиск
Дженсон Баттон 
Гражданство

Великобритания Великобритания

Дата рождения

19 января 1980(1980-01-19) (35 лет)

Место рождения

Фрум

№22 McLaren Mercedes

15 место в текущем сезоне (0 очков)

Выступления в Формуле-1
Сезоны

15 (2000-2014)

Гран-при

249 (247 стартов)

Чемпион мира

1 (2009)

Единственный
Гран-при

Австралия 2000

Место в 2013

9 (73 очка)

Победы Поулы
15 (Венгрия 2006) 8 (Сан-Марино 2004)
Подиумы Очки БК
49 1072 8
 Аудио, фото, видео на Викискладе

Дже́нсон Александр Лайонс Ба́ттон[1] (англ. Jenson Alexander Lyons Button; род. 19 января 1980 года во Фроуме, Сомерсет) — британский гонщик Формулы-1, пилот команды Vodafone McLaren Mercedes. Обладатель Премии имени Лоренцо Бандини и Памятного трофея Хоторна. Чемпион Формулы-1 сезона 2009.

Дженсон Баттон начал свою карьеру в сезоне 2000 года, выступая за команду Williams, второй свой сезон провёл в команде Benetton, который в 2002 году был приобретён концерном Renault и получил новое имя — Renault F1. После двух лет в команде из Энстоуна, он перешёл в BAR, которая впоследствии была куплена и переименована в Honda. Баттон выиграл свой первый Гран-при в Венгрии 6 августа 2006 года, после 13 гонок за свою новую команду.[2]

После ухода Honda из Формулы-1 в декабре 2008 года, он остался без команды на сезон-2009, пока Росс Браун не выкупил долю команды в феврале 2009 года, после чего Баттон оказался за рулём конкурентоспособного болида, оборудованного мотором Mercedes. Он одержал шесть побед в первых семи гонках сезона-2009, повторив рекорд двух других пилотов: Михаэля Шумахера и Джима Кларка. На Гран-при Бразилии, он набрал достаточный отрыв по очкам, обеспечив себе чемпионский титул, а команде Brawn GP — Кубок конструкторов в её первый и единственный сезон.

Ранние годы

Баттон обучался в селвудской средней школе, а затем во фромском общинном колледже. Он сын Симон Лионс и бывшего гонщика ралли-кроссов Джона Баттона из Лондона (в 1970-х был известен в Великобритании под прозвищем Колорадский жук из-за его машины Volkswagen Beetle, лучшими результатами которого стали вторые места в чемпионата «Embassy/RAC-MSA British Rallycross» и «TEAC/Lydden Rallycross» в 1976 году)[3]. Родители Дженсона развелись, а ещё у него есть три старших сестры.[4]

Гоночная карьера

Баттон начал заниматься картингом в возрасте восьми лет, после того как отец купил ему его первый карт и у Дженсона выдалось необычайно успешное начало карьеры. Он выиграл все 34 гонки 1991 британского чемпионата по картингу, наряду с титулом.[5] Его успехи продолжились, включая триумфальное выступление в открытом чемпионате Великобритании по картингу. В 1997 году он стал самым молодым гонщиком в истории из тех кому удавалось выиграть европейский чемпионат «Супер-А», а также Кубок, посвящённый памяти Айртона Сенны, готовясь сесть за руль болида.[5]

В 18 лет Баттон принимает участие в «Британской Формуле-Форд» с командой Haywood Racing и выигрывает титул с девятью победами. Также он был триумфатором Фестиваля Формулы-Форд в Брэндс-Хэтче, опередив будущего победителя гонки «500 миль Индианаполиса» Дэна Уэлдона.[5] В конце 1998 года он стал лауреатом ежегодной премии «McLaren Autosport BRDC Young Driver Award». Частью этой награды являлись тесты болида McLaren, которые он провёл в конце следующего года. Его увидел весь паддок Формулы-1, а репортёр встретил разговаривающих Баттона и Росса Брауна, который сказал Дженсону: «Надеюсь, увидеть Вас снова», на что молодой британец ответил: «Вы ещё меня увидите».[5]

Баттон перешёл в Британскую Формулу-3 в 1999 году, где он выступал с командой Promatecme. Он побеждал три раза: в Тракстоне, Пембри и Сильверстоуне, и завершил сезон в качестве лучшего новичка.[5] Он был третьим в чемпионате, проиграв лишь Марку Хайнсу и Лучано Бурти, а также финишировал пятым и вторым соответственно во внезачётных гонках «Формула-3 Мастерс» и «Гран-при Макао» (отстал на 0.035 секунды от Даррена Мэннинга).[5]

Формула-1

2000: Williams

В конце 1999 года Баттон провёл призовые тесты за McLaren в Сильверстоуне, а также тестировал болид команды Prost. Вакантным было место в команде Williams, в связи с уходом Алессандро Дзанарди. Фрэнк Уильямс организовал соревнование за это место между Баттоном и пилотом Международной Формулы-3000 Бруно Жункейрой. Место выиграл Баттон, но об этом он узнал лишь за пятнадцать минут до презентации болида.[5]

В первой гонке сезона, на Гран-при Австралии, он мог заработать очки, но сошёл из-за отказа двигателя.[6] Его лучшая квалификация сезона прошла на автодроме Спа-Франкоршам, где он квалифицировался третьим и финишировал пятым. Он совершал несколько ошибок по ходу сезона, самой заметной из которых была в Монце. Когда машина безопасности покинула трассу, он, вместо того, чтобы притормозить (для того, чтобы отпустить автомобиль безопасности), ускорился и врезался в защитный барьер.[7] Он завершил сезон на восьмой позиции зачёта пилотов и проиграл более опытному напарнику Ральфу Шумахеру, который набрал 24 очка против 12 у Баттона.[8] К концу сезона уровень выступлений Баттона улучшился, в особенности на подсыхающих трассах в Хоккенхайме и Индианаполисе, а также на одной из самых сложных трасс чемпионата — Судзуке.

2001: Benetton

Баттон управляет болидом Benetton

В 2001 несмотря на контракт с Williams, Баттон стал пилотом команды Benetton, которая была куплена концерном Renault. Сезон выдался невыразительным; несмотря на обещания что болид будет конкурентоспособным[9], он оказался медленным, а сам Баттон был разгромлен напарником Джанкарло Физикеллой.[10] Лучшим результатом британца стало пятое место на Гран-при Германии, которое дало ему разочаровывающее семнадцатое место в личном счёте.[11] Из-за такой пропасти проигрыша перед напарником он получил кличку «плейбой» от британской прессы.[6][12]

2002: Renault

В 2002 Renault переименовало Benetton в Renault F1. Хотя его напарник Ярно Трулли часто опережал британца в квалификации, у Баттона был более высокий темп в гонках. Он был близок к третьему месту (и своему первому подиуму) на Гран-при Малайзии, но на последнем круге его обогнал Михаэль Шумахер из-за проблем с подвеской на болиде Renault британца, и в итоге он финишировал четвёртым.[13] На Гран-при Бразилии у Баттона было ещё одно четвёртое место[14] и завершил сезон на седьмой позиции зачёта пилотов, опередив напарника на десять очков.[15]

Для сезона-2003, руководитель команды Renault Флавио Бриаторе заменил Баттона на Фернандо Алонсо, который был тест-пилотом команды. Несмотря на «огромные протесты» [16], Бриаторе заявил: «время покажет если я ошибаюсь». В 2005 Алонсо стал победителем зачёта пилотов с Renault, в то время как ещё ни разу не одерживал победы и был вовлечён во второй контрактный спор за два года. Газета The Times процитировала следующие слова Бриаторе: «Дженсон прекрасный пилот, но у него слишком много контрактов и других отвлекающих от гонок вещей.»[16]

2003—2005: BAR

После ухода из Renault, в начале 2003 года Баттон присоединился к команде BAR, где он стал напарником чемпиона мира 1997 года — Жака Вильнёва. С ходом сезона Дженсон прибавлял в квалификациях и в гонках. Лучшим результатом сезона стало четвёртое место в Австрии.[17] Однако не обошлось без проблем, он попал в тяжёлую аварию в ходе субботней сессии свободных заездов в Монако[18], и из-за этого ему пришлось пропустить гонку и следующую тестовую сессию в Монце. Но к концу сезона положение вещей улучшилось и на Гран-при США, Баттон впервые лидировал в гонке.[19] Он завершил этот год девятым, опередив более опытного напарника на одиннадцать очков.[20]

Баттон за рулём болида BAR 006 на Гран-при США 2004 года в Индианаполисе.

В 2004 году Баттон и BAR-Honda добились значительного прогресса, команда завершила сезон второй в кубке конструкторов.[21] Баттон впервые поднялся на подиум, приехав третьим на финиш Гран-при Малайзии.[22] Всего за сезон он побывал на подиуме девять раз.[23] Баттон и BAR завоевали свою первую поул-позицию в апреле на Гран-при Сан-Марино,[24] в котором он финишировал вторым.[25] В итоговом зачёте Баттон занял третье место (лучшее в карьере на тот момент) с 85 очками, уступив лишь двум доминировавшим пилотам Ferrari.[26]

Несмотря на свой успех с BAR, 5 августа 2004 года Баттон заявил о том что заключил двухлетний контракт с Williams, разжигая новый контрактный конфликт.[27] Руководитель BAR Дэвид Ричардс отстаивал права на пилота[28], хотя Фрэнк Уильямс утверждал что переход законен.[29] 16 октября в Милане[30] прошло слушание Совета по контролю за исполнением контрактных обязательств FIA, где определилось положение дел Баттона в 2005 году, заключающееся в том что его он проведёт с командой BAR-Honda.[31]

Баттон на Гран-при Канады 2005 года, где он стал обладателем второго поула.

Незавидным образом начался сезон 2005 года. На Гран-при Сан-Марино команда была дисквалифицирована. Глава технической группы FIA Джо Бауэр обнаружил дополнительный резервуар в топливном баке, позволявший весить болиду больше необходимого минимума, несмотря на то что в ходе гонки машина весила легче и не соответствовала регламенту.[32] Нарушение правил привело к запрету на выступление в двух следующих гонках,[33] которое позволило Баттону дебютировать в качестве комментатора на канале ITV Sport в Монако.[34] Баттон завоевал вторую поул-позицию в Монреале.[35] Однако, он плохо стартовал и врезался в «стену чемпионов» на 46 круге, находясь на третьей позиции.[36] Несмотря на то что за первую половину сезона он не смог набрать очков, положение дел улучшилось в конце сезона. После финиша на четвёртой позиции во Франции,[37] Баттону досталось второе место на старте (после штрафа Кими Райкконена) домашнем Гран-при в Сильверстоуне.[38] Но он слабо провёл старт и вкупе с плохим темпом финишировал лишь пятым[39]. Баттон с завидной постоянностью показывал хорошие результаты в Хоккенхайме и 2005 год не стал исключением. Он квалифицировался вторым на Гран-при Германии[40] и финишировал третьим, впервые в сезоне попав на подиум.[41]

В 2005 Баттон снова стал предметом контрактного конфликта. 21 сентября 2005 года команда BAR подтвердила что Баттон проведёт с ними сезон 2006 года (выкупив контракт у Williams за 30 миллинов долларов[42]), где он стал партнёром экс-пилота Ferrari Рубенса Баррикелло.

2006—2008: Honda

В октябре 2005 команда BAR—Honda была выкуплена концерном Honda и стала полностью заводской командой, сменив название на Honda Racing F1 Team.[43] В сезоне 2006 года были взлёты и падения — Баттон невыразительно провёл домашний Гран-при, но одержал первую для себя победу в Венгрии.

Первая часть сезона оказалась трудной: на первом этапе он заработал пять очков за четвёртое место[44] и финишировал на подиуме в Малайзии.[45] В Австралии, он взял свой третий поул,[46] но в первом повороте его обошли Фернандо Алонсо и Кими Райкконен после ухода с трассы автомобиля безопасности он шёл пятым, пока его двигатель не взорвался в последнем повороте последнего круга.[47] Британец остановился неподалёку от финишной черты чтобы избежать штрафа за смену мотора.[48] На своей домашней гонке в Сильверстоуне он квалифицировался девятнадцатым из-за потери времени на взвешивании болида, а команде не смогла вовремя возвратить его на трассу.[49] Гонка также прошла не самым удачным образом для британца, его развернуло в восьмом повороте из-за утечки масла из двигателя.[50]

Баттон, опередивший в квалификации напарника Рубенса Баррикелло, на Гран-при Канады 2006 года

На Гран-при Канады 2006 года Баттон впервые со времён этапа в Имоле превзошёл напарника в квалификации,[51] но финишировал лишь девятым, в шаге от очковой зоны.[52] Гран-при США завершился сходом для Баттона из-за повреждений болида, полученных в завале в первом повороте[53], а на Гран-при Франции он сошёл из-за отказа двигателя.[54] На Гран-при Германии Баттон снова задержался на взвешивание болида, но смог квалифицироваться четвёртым.[55] Большую часть гонки Баттон шёл третьим, но в итоге финишировал четвёртым.[56]

Баттон на дне открытых дверей Honda в 2007 году.

Баттон одержал свою первую в карьере победу в 2006 на хаотичном Гран-при Венгрии — которое стало 113-м в карьере британца.[2] Он стартовал четырнадцатым после потери десяти позиций за смену мотора.[57] Гонка оказалась во власти сильного ливня. Большинство пилотов Баттон прошёл на первых кругах — включая претендента на титул Михаэля Шумахера. И к десятому кругу британец шёл на четвёртой позиции. После сходов лидировавших Кими Райкконена и Фернандо Алонсо он одержал победу в гонке, опередив на 40 секунд Педро де ла Росу и Ника Хайдфельда. В момент схода Алонсо был позади Баттона на трассе, хотя Баттону оставалось совершить ещё один пит-стоп.[58] Баттон превзошёл рекорд Найджела Мэнселла, которые в 1989 году победил на Хунгароринге, стартовав двенадцатым. Баттон стал первым британским победителем со времён Дэвида Култхарда на Гран-при Австралии 2003 года, а также первым англичанином со времён Джонни Херберта, выигравшего Гран-при Европы 1999 года. Он стал вторым пилотом после Райкконена, кому удавалось выиграть гонку несмотря на штраф за смену мотора. В 2007 году на церемонии «British Academy Television Awards» за трансляцию первой победы Баттона на Гран-при Венгрии 2006 года канал ITV1 получил премию BAFTA в номинации «Лучшая спортивная передача».[59]

В оставшихся четырёх гонках Баттон финишировал четвёртым или пятым, а сезон он завершил на подиуме Гран-при Бразилии. За последние шесть гонок сезона Баттон заработал 35 очков — больше чем у любого другого пилота.[60] Это позволило британцу завершить сезон шестым.[61]

Баттон управляет болидом Honda на домашнем Гран-при Великобритании 2007 года.

В 2007 продолжил выступления за команду Honda Racing F1 вместе с Рубенсом Баррикелло. Баттону пришлось пропустить часть зимних тестов вплоть до начала 2007 года из-за микротрещин двух ребёр, полученных из-за аварии на карте в Мотеге в конце 2006 года.[62] Бывший чемпион мира Дэймон Хилл высказал сомнение насчёт надежды Баттона сразиться за титул при помощи Honda в предстоящем сезоне, заявив: «Чтобы изменить ситуацию, нужно искать команду, способную построить достойную машину, а не ждать чуда от Honda…»[63] Алан Генри написал превью сезона 2007 года в газете The Guardian, в котором говорилось: «Баттон выиграет ещё две гонки, но он не претендент на титул.»[64] Он оказался не прав.

В первой гонке сезона (Гран-при Австралии) Баттон смог обеспечить в квалификации лишь четырнадцатое место из-за проблем с управляемостью болида.[65] Гонка прошла не лучше, поскольку Баттон столкнулся с избыточной поворачиваемостью, а также получил штраф за превышение скорости на пит-лейн и финишировал пятнадцатым.[66] В следующих двух гонках в Малайзии и Бахрейне его невезение продолжилось, Баттон финишировал двенадцатым в Малайзии, а в Бахрейне он не смог проехать и круга, врезавшись в болид Red Bull Racing Дэвида Култхарда в первом повороте.[67] На Гран-при Франции Баттон финишировал восьмым, добыв первое очко для Honda в сезоне.[68] А после Гран-при Великобритании было объявлено, что он останется в Honda в 2008 году.[69]

Баттон управляет болидом Honda на Гран-при Китая 2008 года.

Поскольку место Баттона в качестве главной надежды Великобритании в Формуле-1 фактически было отобрано Льюисом Хэмилтоном, чемпион мира 1992 года Найджел Мэнселл подверг критике Баттона, заявив: «Баттону нужно было больше выигрывать, пока была такая возможность, а сегодня ему просто нравится привычный образ жизни, вечеринки. Увы, он уже не добьется того, чего мог бы добиться».[70] Руководитель команды Honda Ник Фрай парировал Мэнселлу, заявив: «Я готов опровергнуть все, что сказал Найджел, а по поводу вечеринок у него устаревшая информация, сведения пятилетней давности.»[71] Баттон не скрывал своего разочарования по его нынешнему положению; он описывал свой сезон как «полный провал».[72].

Дженсон Баттон остался в команде Honda в сезоне-2008 и продолжил сотрудничество с Рубенсом Баррикелло. Шасси Honda RA108 было ненамного лучше и британец заработал свои единственные очки, благодаря шестому месту на Гран-при Испании,[73] но не смог финишировать из-за вылета в повороте Bridge перед «родными трибунами» в дождливом Гран-при Великобритании, в то время как его напарник финишировал на подиуме.[74] 5 декабря 2008 года Honda объявила об уходе из чемпионата из-за мирового экономического кризиса. Шансы на участие британца в сезоне 2009 года зависели от покупки команды.[75]

2009: Brawn GP

Баттон лидирует на Гран-при Испании 2009 года.

5 марта 2009 года было объявлено о том что команда Honda станет называться Brawn GP, которая была выкуплена Россом Брауном, предыдущим руководителем Honda Racing F1. Баттон и Рубенс Баррикелло были подтверждены в качестве основных пилотов команды в сезоне-2009.[76]

Баттон взял поул на Гран-при Австралии, первый для команды и четвёртый в карьере, а его напарник стартовал вместе с ним с первого стартового ряда.[77] Баттон впервые лидировал от старта до финиша,[78] опередил напарника и команда впервые с 1954 года в дебютной гонке финишировала дублем.[79]

Спустя неделю он обеспечил себе второй поул и победу подряд на Гран-при Малайзии, впервые в карьере[80] установил быстрейший круг гонки для того чтобы опередить обошедших его на старте Ярно Трулли и Нико Росберга в ходе первых дозаправок. Гонка была остановлена из-за ливня, а поскольку было пройдено меньше 75% дистанции гонки, была начислена лишь половина очков.[81] В этой гонке Баттон впервые стал обладателем хет-трика (поул, победа и быстрый круг).[82]

На дождливом Гран-при Китая Баттон финишировал третьим позади пилотов Red Bull Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера.[83] Баттон выиграл четвёртую гонку сезона — Гран-при Бахрейна, стартовав четвёртым[84], опередив Феттеля и Трулли, который стартовал с поула; это был первый раз в сезоне, когда он увидел отмашку клетчатым флагом на гоночной скорости.[85]

После заседания Всемирного совета по автоспорту, который подтвердил планы по снижению бюджетов команд в 2010 году, Баттон был одним из первых кто поддержал эту идею.[86]

После первых обновлений болида версии 2009 года в Барселоне Баттон снова взял поул, несмотря на то что он жаловался на баланс шасси.[87] Он выиграл свою четвёртую гонку,[88] одним из факторов победы стал переход напарника на тактику трёх пит-стопов, который лидировал, но после пит-стопа оказался позади.[89]

На Гран-при Монако Баттон четвёртый раз в сезоне завоевал поул-позицию и первый раз на улицах княжества.[90] Также у Баттона была вторая по тяжести машина в первой восьмёрке после Баррикелло, так же как и в Австралии.[91] Британец выиграл гонку у напарника и впервые у него было три победы подряд, а для команды Brawn дубль стал третьим. Баттон хорошо провёл старт гонки и создал комфортный отрыв на первом отрезке, поскольку сцепление его мягких покрышек было лучшим чем у Баррикелло.[92]

На Гран-при Турции Баттон квалифицировался вторым, позади Феттеля, но впереди напарника Баррикелло. Несмотря на то что британец выглядел неконкурентоспособным на пятничных практиках,[93] но в квалификации он оживился, а в гонке он добился значительных успехов. На первом круге Баттон опередил Феттеля, поскольку он сделал ошибку и британец проехал мимо него. Феттель благодаря меньшему количества топлива смог подобраться к Баттону, но в итоге так и не смог совершить обгон. Стратегия двух пит-стопов оказалась более эффективной чем стратегия трёх пит-стопов у Феттеля. Баттон выиграл шестую гонку в сезоне, опередив Уэббера и Феттеля, а Баррикелло стал первым пилотом Brawn, который не смог проехать дистанцию гонки, сойдя на 47-м круге из-за проблем с подвеской.

В Великобритании Баттон не смог оправдать надежды соотечественников на победу. Уик-энд для оказался очень разочаровывающим. Он проиграл квалификацию напарнику, стартовав шестым. После квалификации Баттон сослался на внезапный приказ с командного мостика, который по словам гонщика отвлёк его и на этом было потеряно время.[94] Но проблемы Баттона на этом не закончились, он покинул первый поворот Copse лишь девятым. Он сумел возвратиться на шестое место, и в конце гонки его темп был лучше чем у шедших перед ним Фелипе Массы и Нико Росберга. К финишу ему удалось сократить разрыв до трёх десятых секунды, а от занявшего третье место Рубенса Баррикелло он отстал на пять секунд.[95]

Дженсон Баттон на Гран-при Германии 2009 года

Не самым удачным для Баттона стал Гран-при Германии, на котором Баттон хоть и квалифицировался третьим позади напарника Рубенса Баррикелло,[96] но с меньшим количеством топлива чем у Баррикелло и пилотов Red Bull.[97] В гонке же у британца были проблемы с гранулированием и износом шин.[98] Баттон финишировал пятым, а его отрыв от Себастьяна Феттеля сократился до 21 очка.[99]

Ожидалось что хорошие результаты вернутся команде на Гран-при Венгрии, поскольку болид Brawn BGP 001 получил обновления и обычно лучше ехал в жарких условиях.[100] Однако, во второй части квалификации от болида Баррикелло отлетел элемент подвески (что стало причиной страшной аварии Фелипе Массы), что заставило команду большую часть третьего квалификационного сегмента проверять машину Баттона. У Баттона осталось время лишь на один квалификационный круг, который принёс ему худшее в сезоне восьмое место на старте.[101]. В гонке британец столкнулся с быстрым разрушением шин и финишировал седьмым.[102]

Баттон столкнулся с трудностями на квалификации Гран-при Бельгии и впервые в сезоне не смог пройти в третью часть квалификации.[103] На первом круге гонки дебютант Ромен Грожан врезался в Баттона, развернув его болид. В этом хаосе Хэмилтон и другой дебютант Хайме Альгерсуари пытались избежать столкновения, но они зацепили их болиды, а Грожан снова столкнулся с Баттоном. В итоге все четыре машины не смогли продолжить участие в гонке. Для Баттона этот сход стал первым в сезоне и это сократило его преимущество над пришедшим седьмым Баррикелло до 16 очков.[104]

Баттон смог улучшить свои результаты в Монце; он квалифицировался шестым, позади Баррикелло,[105] но в гонке он смог продвинуться до второго места, позади напарника, что дало команде Brawn GP ещё один дубль.[106]

На ночном Гран-при Сингапура Баттон первоначально квалифицировался двенадцатым,[107] но продвинулся на одиннадцатое место на старте, после штрафа Ника Хайдфельда за недовес болида в квалификации.[108] Баррикелло стартовал девятым из-за штрафа за замену коробки передач.[109] Баттон предпочёл начать гонку на более тяжёлом болиде[110] и провёл большую её часть позади напарника и Хейкки Ковалайнена до серии быстрых кругов перед своим вторым пит-стопом, которая позволила «перепрыгнуть» оба болида после пит-стопа. На последнем отрезке гонки Баттон смог нарастить темп и приблизился к шедшему четвёртым Феттелю на дистанцию атаки, но сильно изношенные тормоза заставили его сбавить скорость и он приехал пятым. Шестое место Баррикелло означало, что Баттон укрепил свое лидирование в чемпионате до пятнадцати очков за три гонки до конца сезона.[111]

Спустя неделю в Японии он квалифицировался седьмым,[112] но вместе с напарником, Фернандо Алонсо, Себастьеном Буэми и Адрианом Сутилем был оштрафован за превышение скорости в зоне действия жёлтых флагов;[113] и в итоге он стартовал десятым, а в гонке финишировал восьмым, позади Баррикелло.[114]

На квалификации Гран-при Бразилии Баттону помешал неправильный выбор резины в сырых условиях и он смог заработать лишь четырнадцатое место.[115] Его шансы на титул повысились поскольку Феттель стартовал шестнадцатым, а его напарник и ближайший соперник Баррикелло с поул-позиции.[116] В гонке Баттон отыграл пять позиций на первом круге, благодаря завалу на первом круге и к седьмому кругу прорвался на седьмое место. А на финиш он приехал пятым и получил за это четыре очка, которых хватило для досрочного завоевания чемпионского титула, а команде для Кубка конструкторов.[117]

На заключительной гонке сезона в Абу-Даби на новой трассе Яс Марина Баттон квалифицировался пятым, снова позади напарника,[118] но в ходе гонки, благодаря сходу Льюиса Хэмилтона, британец смог подняться на подиум.[119]

Со 169 стартами Баттон стал вторым по наибольшему количеству стартов до чемпионского титула. Только Найджел Мэнселл со 176 стартами на Гран-при Венгрии 1992 года, проехал больше гонок чем Баттон до становления Чемпионом мира.[120]

2010: McLaren

После продажи команды Brawn концерну Mercedes, 18 ноября 2009 года Баттон объявил об уходе из команды в команду-обладательницу восьми кубков конструкторов — McLaren для выступлений в сезоне 2010 года.[121] Как сообщается, он заключил трёхлетний контракт, и за каждый сезон будет получать шесть миллионов долларов, а его напарником будет чемпион 2008 года Льюис Хэмилтон. В интервью BBC Баттон сообщил, что перешёл в McLaren, потому что ищет новый вызов, несмотря на то, что команда Brawn GP предлагала больше денег, он хотел больше мотивации и борьбы с Льюисом Хэмилтоном.[122]

После финиша на седьмой позиции на открывающей сезон гонке в Бахрейне,[123] Баттон выиграл вторую гонку сезона в Австралии. Несмотря на столкновение с Фернандо Алонсо и Михаэлем Шумахером в первом повороте, он рискнул и раньше других гонщиков перешёл на слики. Это решение впоследствии оказалось правильным, его темп был быстрейшим, и он шёл гораздо быстрее тех, кто шёл на промежуточном типе резины. После схода Себастьяна Феттеля из-за проблем с тормозами, лидерство перешло к британцу, и он уверенно доехал до финиша на первой позиции, опередив на двенадцать секунд ближайшего преследователя Роберта Кубицу.[124]

После Гран-при Бразилии Дженсон Баттон потерял возможность стать обладателем чемпионского звания 2010 года.

2011: McLaren

Дженсон Баттон выиграл невероятный Гран-при Канады 2011 года.

Из-за беспорядков в Бахрейне первая гонка состоялась в Австралии —- на ней он финишировал шестым. Первое попадание на подиум в сезоне было во второй гонке — второе место на Гран-при Малайзии. Два следующих азиатских этапа прошли не так удачно — 4-е и 6-е места в Китае и Турции соответственно. Зато на двух следующих, eвропейских Гран-при, Испании и Монако, проходящих с разницей всего неделю, Баттон занимал нижнюю ступеньку подиума. Первая победа в году состоялась в Канаде, где Дженсон смог выиграть, находясь в определённый момент гонки на последнем месте и шесть раз (больше всех) сменив резину. После этой гонки Дженсон поднялся в личном зачёте чемпионата на второе место. Эта гонка стала его сотым финишем в очковой зоне, и по этому показателю он сравнялся с Нельсоном Пике. На 26 июня 2011 из 27 проведённых за команду из Уокинга гонок, Дженсон не попадал в очки только на трёх (два схода и одно 12-е место). После двух сходов по техническим причинам (незакрученная гайка колеса в Англии и отказ гидравлики в Германии) свою двухсотую гонку Баттон выиграл в Венгрии, повторив свой успех пятилетней давности. После этого из-за ошибки команды в квалификации на гран-при Бельгии стартовал лишь из второй десятки, но блестяще провёл гонку и вышел на 3-е место. Затем последовали два вторых места на Гран-при Италии и Гран-при Сингапура. Причём в Сингапуре, показав на последних кругах быстрый круг, не дал завоевать Феттелю первый в карьере «Большой шлем». В преддверии Гран-при Японии британец продлил многолетний контракт с британской конюшней. Через две недели Дженсон блестяще выиграл гонку в Судзуке, стартовав со второго места. В гонке какое-то время уверенно лидировал Феттель, а также Масса, Алонсо и даже Шумахер, но начиная с 41 круга (из 53), Дженсон поехал к своей двенадцатой победе, и юбилейному, сороковому подиуму. В четырёх последних гонках Дженсон Баттон лишь один раз не смог подняться на подиум. Сезон завершился на Гран-при Бразилии, где Дженсон стал вице-чемпионом 2011 года и на 43 очка опередил своего напарника Льюиса Хэмилтона. В прошедшем сезоне Баттон 12 раз поднимался на подиум (при двух технических сходах), что является личным рекордом для пилота.

2012: McLaren

Старт нового сезона выдался для него отличным. Баттон стартовал вторым вслед за напарником в первой гонке сезона, однако на старте прошёл его и выиграл гонку - 13-ю в карьере и 3-ю на Альберт-Парке, показав лучший круг. В Сепанге он снова стартовал вторым вслед за напарником, однако в дождевой гонке столкнулся с Нараином Картикеяном из-за чего совершил лишний пит-стоп и финишировал в итоге лишь 14-м. В Китае он квалифицировался шестым, но стартовал пятым, т.к. его напарник по команде Льюис Хэмилтон был оштрафован на 5 мест за замену коробки передач. В гонке Баттон прорвался на второе место.

Однако затем для него наступила чёрная полоса. В Бахрейне он стартовал 4-м, но в гонке темп Mclaren был ниже, чем у конкурентов. За 3 круга до финиша он проколол колесо, из-за чего заехал на внеплановый пит-стоп, а на следующем круге и вовсе сошёл из-за проблем с выхлопной системой. В Барселоне он квалифицировался лишь 10-м, из-за дисквалификации напарника стартовал 9-м, там же и финишировал. В Монако он снова плохо квалифицировался (13 место), в гонке после пит-стопа застрял за медленным болидом Caterham Хейкки Ковалайнена. Баттон предпринимал многократные попытки его обгона, но так и не смог его обойти. В итоге — одна из таких попыток привела его болид к развороту, и он был вынужден завершить гонку на 71-м круге.

Проблемы продолжились и в Канаде. Во время одной из частей свободных заездов из его болида произошла утечка масла. Квалифицировался он 10-м, но в гонке столкнулся с большим износом резины, совершил 3 пит-стопа в отличие от двух у большинства пелетона, что вкупе с плохим темпом принесло ему разочаровывающее 16 место. В Валенсии он стартовал девятым и финишировал восьмым, в домашней гонке Дженсон не вышел даже из первого сегмента квалификации, но из-за штрафов Кобаяси и Верня стартовал 16-м. В гонке прорвался на 10 место. В Германию Mclaren привёз серьёзные обновления. Баттон квалифицировался 7-м, но в гонке прорвался на 3 место, которое позже превратилось во второе, т.к. в борьбе за второе место обогнавший британца Себастьян Феттель при обгоне выехал всеми четырьмя колёсами за пределы трассы и после гонки к итоговому времени немца прибавили 20 секунд. В Венгрии он стартовал 4-м, но в гонке из-за ошибки в тактике приехал 6-м.

В Бельгии Баттон полностью доминировал и впервые за время выступления за Mclaren завоевал поул-позицию. На следующий день он одержал первую победу в Спа, пролидировав все 44 круга. Казалось, в Монце он снова наберёт большие очки. Он квалифицировался вторым вслед за напарником, на старте пропустил Фелипе Массу, после пит-стопа снова вышел на второе место, но на 34-м круге неожиданно сошёл с дистанции из-за проблем с топливной системой. В Сингапуре он стартовал 4-м и финишировал 2-м, в Японии он квалифицировался третьим, но был оштрафован на 5 мест за замену коробки передач. В гонке прорвался на 4 место, в конце догонял Sauber Камуи Кобаяси, но так и не смог пройти японца. В Йонаме он плохо квалифицировался (11 место), а в гонке сошёл на первом же круге, когда в него в 3-м повороте врезался всё тот же Кобаяси. В Индии британец квалифицировался 4-м и финишировал 5-м, показав лучший круг в гонке. В Абу-Даби он квалифицировался 5-м, но стартовал 4-м, т.к. квалифицировавшийся третьим Феттель был исключён из протокола из-за недовеса болида. В гонке британец прорвался на третье место, долго шёл на нём, но за 3 круга до финиша его опередил всё тот же Феттель. В итоге британец финишировал 4-м. В Остине из-за проблем с педалью газа он квалифицировался лишь 12-м, а в гонке прорвался на 5 место. В Бразилии он квалифицировался 2-м позади напарника. На старте сохранил позицию, а когда пошли первые капли дождя и весь пелетон рванул в боксы за промежуточной резиной, он и Нико Хюлькенберг остались на сухой. Это было правильным решением. Все ещё раз поехали в боксы, и отрыв Баттона и Хюлькенберга от остального пелетона составил 45 секунд, позже он пропустил немца. Но из-за пейс-кара всё преимущество сошло на нет. После рестарта Баттона прошёл Хэмилтон, а после столкновения последнего с Хюлькенбергом вышел в лидеры и впервые выиграл в Сан-Паулу. Он набрал 188 очков и занял 5-е место в чемпионате.

2013: McLaren

По окончании сезона 2012 партнёр Баттона по команде Льюис Хэмилтон перешёл в Мерседес и его новым партнёром стал пришедший из команды Sauber Серхио Перес.

Первая гонка сезона прошла неудачно. Британец квалифицировался 10-м и финишировал 9-м. Машина серьёзно уступала в скорости и Red Bull, и Ferrari, и Lotus, и даже Force India с Mercedes. Вторая гонка прошла ещё хуже. Баттон стартовал 7-м, долго шёл 5-м и, казалось, у него есть шансы приехать в больших очках. Но во время 3-го пит-стопа механики плохо прикрутили ему правое переднее колесо, из-за чего он потерял кучу времени и вернулся на трассу лишь 14-м, а за 2 круга до финиша и вовсе сошёл с дистанции. Третья гонка прошла удачно, стартовав с восьмого места Дженсон финишировал пятым. В Бахрейне он стартовал и финишировал 10-м. В Барселоне он плохо квалифицировался (14 место), но в гонке прорвался на 8-ую позицию. В Монако он финишировал 6-м, а в Канаде темп Mclaren опять был плохим - стартовав 14-м, Баттон финишировал лишь 12-м. Ещё хуже сложилась домашняя гонка в Сильверстоуне. Баттон стартовал 10-м и финишировал лишь 13-м. Улучшения наступили на Нюрнбургринге, где британец финишировал 6-м. В Венгрии он финишировал 7-м, в Бельгии 6-м, в Италии 10-м, в Сингапуре 7-м, в Корее 8-м, в Японии 9-м, в Индии и Абу-Даби уже на стартах повреждал переднее крыло и гонки были сразу испорчены (14 и 12 места соответственно). В США он финишировал 10-м, в Бразилии 4-м. Итог - 73 очка и 9 место в чемпионате.

2014:McLaren

Результаты выступлений

Статистика

Сезон Серия Команда Старты Победы Поулы БК Подиумы Очки Место
1998 Британская Формула-Форд Haywood Racing 15 7 9 7 12 133 1
Фестиваль Формулы-Форд Haywood Racing 1 1 0 0 1 - 1
1999 Британская Формула-3 Promatecme UK 16 3 4 4 7 168 3
Гран-при Макао 1 0 0 0 1 - 2
Формула-3 Мастерс 1 0 0 0 0 - 5
Супер-при Кореи 1 0 0 0 1 - 2
Belgian Procar BMW Fina-Team Rafanelli 1 0 0 0 0 0 НКЛ
2000 Формула-1 BMW WilliamsF1 Team 17 0 0 0 0 12 8
2001 Формула-1 Mild Seven Benetton Renault 17 0 0 0 0 2 17
2002 Формула-1 Mild Seven Renault F1 Team 17 0 0 0 0 14 7
2003 Формула-1 Lucky Strike BAR Honda 15 0 0 0 0 17 9
2004 Формула-1 Lucky Strike BAR Honda 18 0 1 0 10 85 3
2005 Формула-1 Lucky Strike BAR Honda 16 0 1 0 2 37 9
2006 Формула-1 Lucky Strike Honda Racing F1 Team 18 1 1 0 3 56 6
2007 Формула-1 Honda Racing F1 Team 17 0 0 0 0 6 15
2008 Формула-1 Honda Racing F1 Team 18 0 0 0 0 3 18
2009 Формула-1 Brawn GP F1 Team 17 6 4 2 9 95 1
2010 Формула-1 Vodafone McLaren Mercedes 19 2 0 1 7 214 5
2011 Формула-1 Vodafone McLaren Mercedes 19 3 0 3 12 270 2
2012 Формула-1 Vodafone McLaren Mercedes 20 3 1 2 6 188 5
2013 Формула-1 Vodafone McLaren Mercedes 11 0 0 0 0 73 9
2014 Формула-1 McLaren Mercedes 0 0 0 0 0 0 15

* Сезон продолжается

Результаты выступлений в Формуле-1

Год Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Место Очки
2000 BMW WilliamsF1
Team
Williams
FW22
BMW
E41 3,0 V10
B АВС
Сход
БРА
6
САН
Сход
ВЕЛ
5
ИСП
17
ЕВР
10
МОН
Сход
КАН
11
ФРА
8
АВТ
5
ГЕР
4
ВЕН
9
БЕЛ
5
ИТА
Сход
США
Сход
ЯПО
5
МАЗ
Сход
8 12
2001 Mild Seven
Benetton Renault
Benetton
B201
Renault
RS21 3,0 V10
M АВС
Сход
МАЗ
11
БРА
10
САН
12
ИСП
15
АВТ
Сход
МОН
7
КАН
Сход
ЕВР
13
ФРА
16
ВЕЛ
15
ГЕР
5
ВЕН
Сход
БЕЛ
Сход
ИТА
Сход
США
9
ЯПО
7
17 2
2002 Mild Seven
Renault F1 Team
Renault
R202
Renault
RS22 3,0 V10
M АВС
Сход
МАЗ
4
БРА
4
САН
5
ИСП
12
АВТ
7
МОН
Сход
КАН
15
ЕВР
5
ВЕЛ
12
ФРА
6
ГЕР
Сход
ВЕН
Сход
БЕЛ
Сход
ИТА
5
США
8
ЯПО
6
7 14
2003 Lucky Strike
BAR Honda
BAR 005 Honda
RA003E 3,0 V10
B АВС
10
МАЗ
7
БРА
Сход
САН
8
ИСП
9
АВТ
4
МОН
НС
КАН
Сход
ЕВР
7
ФРА
Сход
ВЕЛ
8
ГЕР
8
ВЕН
10
ИТА
Сход
США
Сход
ЯПО
4
9 17
2004 Lucky Strike
BAR Honda
BAR 006 Honda
RA004E 3,0 V10
M АВС
6
МАЗ
3
БАХ
3
САН
2
ИСП
8
МОН
2
ЕВР
3
КАН
3
США
Сход
ФРА
5
ВЕЛ
4
ГЕР
2
ВЕН
5
БЕЛ
Сход
ИТА
3
КИТ
2
ЯПО
3
БРА
Сход
3 85
2005 Lucky Strike
BAR Honda
BAR 007 Honda
RA005E 3,0 V10
M АВС
11
МАЗ
Сход
БАХ
Сход
САН
ДСК
ИСП
МОН
ЕВР
10
КАН
Сход
США
НС
ФРА
4
ВЕЛ
5
ГЕР
3
ВЕН
5
ТУЦ
5
ИТА
8
БЕЛ
3
БРА
7
ЯПО
5
КИТ
8
9 37
2006 Lucky Strike
Honda Racing
F1 Team
Honda
RA106
Honda
RA806E 2,4 V8
M БАХ
4
МАЗ
3
АВС
10
САН
7
ЕВР
Сход
ИСП
6
МОН
11
ВЕЛ
Сход
КАН
9
США
Сход
ФРА
Сход
ГЕР
4
ВЕН
1
ТУЦ
4
ИТА
5
КИТ
4
ЯПО
4
БРА
3
6 56
2007 Honda Racing
F1 Team
Honda
RA107
Honda
RA807E 2,4 V8
B АВС
15
МАЗ
12
БАХ
Сход
ИСП
12
МОН
11
КАН
Сход
США
12
ФРА
8
ВЕЛ
10
ЕВР
Сход
ВЕН
Сход
ТУЦ
13
ИТА
8
БЕЛ
Сход
ЯПО
11
КИТ
5
БРА
Сход
15 6
2008 Honda Racing
F1 Team
Honda
RA108
Honda
RA808E 2,4 V8
B АВС
Сход
МАЗ
10
БАХ
Сход
ИСП
6
ТУЦ
11
МОН
11
КАН
11
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
ГЕР
17
ВЕН
12
ЕВР
13
БЕЛ
15
ИТА
15
СИН
9
ЯПО
14
КИТ
16
БРА
13
18 3
2009 Brawn GP
F1 Team
Brawn
BGP 001
Mercedes
FO 108W 2,4 V8
B АВС
1
МАЗ
1
КИТ
3
БАХ
1
ИСП
1
МОН
1
ТУЦ
1
ВЕЛ
6
ГЕР
5
ВЕН
7
ЕВР
7
БЕЛ
Сход
ИТА
2
СИН
5
ЯПО
8
БРА
5
АБУ
3
1 95
2010 Vodafone McLaren
Mercedes
McLaren
MP4-25
Mercedes
FO 108X 2,4 V8
B БАХ
7
АВС
1
МАЗ
8
КИТ
1
ИСП
5
МОН
Сход
ТУЦ
2
КАН
2
ЕВР
3
ВЕЛ
4
ГЕР
5
ВЕН
8
БЕЛ
Сход
ИТА
2
СИН
4
ЯПО
4
КОР
12
БРА
5
АБУ
3
5 214
2011 Vodafone McLaren
Mercedes
McLaren
MP4-26
Mercedes
FO108Y 2,4 V8
P АВС
6
МАЗ
2
КИТ
4
ТУЦ
6
ИСП
3
МОН
3
КАН
1
ЕВР
6
ВЕЛ
Сход
ГЕР
Сход
ВЕН
1
БЕЛ
3
ИТА
2
СИН
2
ЯПО
1
КОР
4
ИНД
2
АБУ
3
БРА
3
2 270
2012 Vodafone McLaren
Mercedes
McLaren
MP4-27
Mercedes
FO108Y 2,4 V8
P АВС
1
МАЗ
14
КИТ
2
БАХ
18
ИСП
9
МОН
16
КАН
16
ЕВР
8
ВЕЛ
10
ГЕР
2
ВЕН
6
БЕЛ
1
ИТА
Сход
СИН
2
ЯПО
4
КОР
Сход
ИНД
5
АБУ
4
США
5
БРА
1
5 188
2013 Vodafone McLaren
Mercedes
McLaren
MP4-28
Mercedes
FO108Y 2,4 V8
P АВС
9
МАЗ
17
КИТ
5
БАХ
10
ИСП
8
МОН
6
КАН
12
ВЕЛ
13
ГЕР
6
ВЕН
7
БЕЛ
6
ИТА
10
СИН
7
КОР
8
ЯПО
9
ИНД
14
АБУ
12
США
10
БРА
4
9 73
2014 McLaren Mercedes P АВС
МАЗ
БАХ
КИТ
ИСП
МОН
КАН
АВТ
ВЕЛ
ГЕР
ВЕН
БЕЛ
ИТА
СИН
ЯПО
РОФ
США
БРА
АБУ
15 0

Личная жизнь

Как и большинство других пилотов Формулы-1, Баттон проживал в княжестве Монако. На данный момент проживает на острове Гернси, Великобритания. Также у него есть недвижимость в Великобритании и Бахрейне. В список его хобби входит езда на горном велосипеде, бодибординг и триатлон, а его коллекция автомобилей включает в себя VW Campervan 1956 года выпуска и Honda S600.[125]

Он был помолвлен с актрисой и певицей Луизой Гриффитс, перед тем как они порвали свои пятилетние отношения в мае 2005.[126] Он также встречался с актрисой Роуз Макгоуэн и моделью Флоренс Бруденель-Брюс[127]. В мае 2010 Дженсон расстался с Джессикой Мичибатой, японской моделью нижнего белья, с которой он встречался 18 месяцев.[128] В июле 2010 года пара объявила о своем воссоединении.[129]

Дженсон имеет четыре татуировки. Одна из них-чёрное изображение кнопки на правом предплечье, другая-японские иероглифы «一番» на лодыжке(с японского означает «Номер Один»).Примечательно, что эта татуировка была сделана до того, как Дженсон стал чемпионом. Две другие татуировки также выполнены в стиле японских иероглифов.

С середины сезона 2010 иероглифы «一番» также находятся на шлеме Баттона.

Интересные факты

Юный Дженсон Баттон стал прообразом Джимми Блая в кинофильме 2001 года Гонщик. Герой фильма имеет схожие инициалы, а также выступает за команду прикованного к инвалидному креслу Карла Генри (годом ранее Дженсон дебютировал в команде Френка Уильямса).

Если бы в победном для Дженсона сезоне 2009 он выиграл гонку в Китае, где победу одержал Себастьян Феттель, Баттон смог бы поставить абсолютный рекорд по длительности серии побед с начала сезона, выиграв 7 гонок! Сейчас же этот рекорд на первой строчке делят Михаэль Шумахер и Найджел Мэнселл, которые смогли одержать по 5 побед подряд с начала сезона.

Примечания

  1. Дженсон Баттон получил королевскую награду
  2. ↑ Гран При Венгрии: Первая победа Баттона!, f1news.ru (6 августа 2006). Проверено 7 марта 2010.
  3. Rallycross Yearbook 1979, by Eddi Laumanns (page 93, John Button portrait)
  4. Button aims to shake off playboy image. www.telegraph.co.uk. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  5. ↑ Who's Who: Jenson Button. F1Fanatic.co.uk (2007). Проверено 2 января 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  6. ↑ Button's profile. www.itv-f1.com.
  7. Слезы и радости Монцы, autoreview.ru, Авторевю (2002). Проверено 7 марта 2010.
  8. 51-й чемпионат мира Ф-1. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  9. Benetton pledge competitive car for Button, www.telegraph.co.uk, The Daily Telegraph.
  10. Benetton 2001, stat.f1news.ru, WildSoft.ru. Проверено 7 марта 2010.
  11. 52-й чемпионат мира Ф-1. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  12. Playboy Button running time, www.dailymail.co.uk.
  13. Гонка с гандикапом. autoreview.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  14. Четвертая сила?. autoreview.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  15. 53-й чемпионат мира Ф-1. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  16. ↑ Alonso making life cheap and cheerful for his paymaster, The Times, London: News International (9 сентября 2005). Проверено 1 ноября 2006.
  17. Гран При Австрии : Гонка, f1news.ru (18 мая 2003). Проверено 8 марта 2010.
  18. Дженсон Баттон попал в тяжелую аварию на субботней практике, f1news.ru (31 мая 2003). Проверено 8 марта 2010.
  19. Дженсон Баттон - круги лидирования. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 8 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  20. 54-й чемпионат мира Ф-1. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  21. Чемпионат 2004: Кубок Конструкторов. f1news.ru. Проверено 8 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  22. Гран При Малайзии : Гонка. f1news.ru (21 марта 2004). Проверено 8 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  23. Дженсон Баттон: 2004. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 8 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  24. Гран При Сан-Марино : Суббота : Квалификация. f1news.ru (24 апреля 2004). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  25. Гран При Сан-Марино : Гонка. f1news.ru (25 апреля 2004). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  26. Чемпионат 2004: Личный зачет, f1news.ru (2004). Проверено 9 марта 2010.
  27. Сенсация: Дженсон Баттон возвращается в Williams, f1news.ru (5 августа 2004). Проверено 8 марта 2010.
  28. Дэвид Ричардс потрясен уходом Баттона, f1news.ru (6 августа 2004). Проверено 9 марта 2010.
  29. Фрэнк Уильямс: "Наши юристы уверены в чистоте контракта с Баттоном", f1news.ru (6 августа 2004). Проверено 9 марта 2010.
  30. Сегодня в Милане, f1news.ru (16 октября 2004). Проверено 9 марта 2010.
  31. Дженсон Баттон остается в BAR, f1news.ru (20 октября 2004). Проверено 9 марта 2010.
  32. FIA vs BAR : Недовес в Имоле, f1news.ru (30 ноября 2005). Проверено 9 марта 2010.
  33. BAR: приговор объявлен, f1news.ru (5 мая 2005). Проверено 9 марта 2010.
  34. Jenson Button to commentate for ITV at Monaco, f1network.net/ (21 мая 2005). Проверено 9 марта 2010.
  35. Гран При Канады : Суббота : Квалификация, f1news.ru (11 июня 2005). Проверено 9 марта 2010.
  36. Гран При Канады : Гонка. f1news.ru (12 июня 2005). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  37. Гран При Франции : Гонка. f1news.ru (3 июля 2005). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  38. Гран При Великобритании : Суббота : Квалификация, f1news.ru (9 июля 2005). Проверено 9 марта 2010.
  39. Гран При Великобритании: Воскресенье: Гонка, f1news.ru (10 июля 2005). Проверено 9 марта 2010.
  40. Гран При Германии: Суббота: Квалификация, f1news.ru (23 июля 2005). Проверено 9 марта 2010.
  41. Гран При Германии : Гонка, f1news.ru (24 июля 2005). Проверено 9 марта 2010.
  42. BBC reports on how BAR retain Button’s services after yet another contract dispute 21 September 2005
  43. BAR становится Honda, f1news.ru (4 октября 2005). Проверено 9 марта 2010.
  44. Гран При Бахрейна : Гонка, f1news.ru (12 марта 2006). Проверено 9 марта 2010.
  45. Гран При Малайзии : Гонка, f1news.ru (19 марта 2006). Проверено 9 марта 2010.
  46. Третий поул в карьере Баттона, f1news.ru (1 апреля 2006). Проверено 9 марта 2010.
  47. Гран При Австралии : Гонка : Круг за кругом, f1news.ru (2 апреля 2006). Проверено 9 марта 2010.
  48. Гран При Австралии : После гонки. f1news.ru (2 апреля 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  49. Гран При Великобритании : Квалификация, f1news.ru (20006-06-10). Проверено 9 марта 2010.
  50. Баттон разочарован сходом..., f1news.ru (11 июня 2006). Проверено 9 марта 2010.
  51. Гран При Канады : Квалификация. f1news.ru (24 июня 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  52. Гран При Канады : Гонка. f1news.ru (25 июня 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  53. Гран При США : Круг за кругом, f1news.ru (3 июля 2006). Проверено 9 марта 2010.
  54. Гран При Франции : Гонка, f1news.ru (16 июля 2006). Проверено 9 марта 2010.
  55. Гран При Германии : Квалификация. f1news.ru (29 июля 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  56. Гран При Германии : Гонка. f1news.ru (30 июля 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  57. Стартовое поле Гран При Венгрии, f1news.ru (6 августа 2006). Проверено 9 марта 2010.
  58. Гран При Венгрии : Гонка : Круг за кругом, f1news.ru (7 августа 2006). Проверено 9 марта 2010.
  59. ITVF1 reporting on ITV1’s BAFTA
  60. F1 2006 review: stats. F1Fanatic.co.uk (2006). Проверено 12 августа 2007. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  61. Чемпионат 2006: Личный зачет. f1news.ru (23 октября 2006). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  62. Баттон пропустит тесты в Барселоне, f1news.ru (25 ноября 2006). Проверено 9 марта 2010.
  63. Деймон Хилл: "Баттону не стоит ждать чуда от Honda", f1news.ru (7 марта 2007). Проверено 9 марта 2010.
  64. The Guardian Formula One 2007 Guide 13 March 2007: 27.
  65. Баттон: "В Малайзии мы должны быть конкурентоспособнее...", f1news.ru (18 марта 2007). Проверено 9 марта 2010.
  66. Гран При Австралии : Комментарии после Гран При, f1news.ru (18 марта 2007). Проверено 9 марта 2010.
  67. Чемпионат 2007: Гран-при Бахрейна. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  68. Гран При Франции : Гонка, f1news.ru (1 июля 2007). Проверено 9 марта 2010.
  69. Honda keep Button & Barrichello, news.bbc.co.uk (19 июля 2007). Проверено 20 июля 2007.
  70. Найджел Мэнселл: "Время Баттона прошло...", f1news.ru (8 августа 2007). Проверено 9 марта 2010.
  71. Ник Фрай защищает Баттона, f1news.ru (9 августа 2007). Проверено 9 марта 2010.
  72. Interview with Ian Stafford, UK Mail On Sunday 11/11/07
  73. Гран При Испании : Гонка. f1news.ru (27 апреля 2008). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  74. Гран При Великобритании : Гонка. f1news.ru (6 июля 2008). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  75. Официально: Honda расстаётся с Формулой 1, f1news.ru (5 декабря 2008). Проверено 9 марта 2010.
  76. Официально: Honda Racing сменит Brawn GP, f1news.ru (6 марта 2009). Проверено 9 марта 2010.
  77. Баттон: "Поул – хорошее начало уик-энда!", f1news.ru (28 марта 2009). Проверено 9 марта 2010.
  78. Дженсон Баттон: Лидирование от старта до финиша, stat.f1news.ru, WildSoft.ru. Проверено 9 марта 2010.
  79. Баттон: "Дубль в первой гонке – это сказка!", f1news.ru (29 марта 2009). Проверено 9 марта 2010.
  80. Дженсон Баттон: Все быстрые круги. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  81. Дженсон Баттон выиграл Гран При Малайзии, f1news.ru (5 апреля 2009). Проверено 9 марта 2010.
  82. Дженсон Баттон: Все хет-трики. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  83. Баттон: "Сегодня мы не могли бороться с Red Bull", f1news.ru (19 апреля 2009). Проверено 9 марта 2010.
  84. Дженсон Батон: "Мы уступаем Red Bull и Toyota…", f1news.ru (25 апреля 2009). Проверено 9 марта 2010.
  85. Brawn GP празднует очередной успех, f1news.ru (26 апреля 2009). Проверено 9 марта 2010.
  86. Button supports cost cutting  (англ.), BBC Sport (1 May 2009). Проверено 1 мая 2009.
  87. Дженсон Баттон: "Все могло сложиться иначе…", f1news.ru (9 мая 2009). Проверено 9 марта 2010.
  88. Дженсон Баттон: "Пока сбываются все мечты!", f1news.ru (10 мая 2009). Проверено 9 марта 2010.
  89. Гран При Испании : Гонка. f1news.ru (10 мая 2009). Проверено 9 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  90. Дженсон Баттон: "Борьба была напряженной", f1news.ru (23 мая 2009). Проверено 10 марта 2010.
  91. Гран При Монако: Вес машин. f1news.ru (23 мая 2009). Проверено 10 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  92. Гран При Монако : Гонка. f1news.ru (24 мая 2009). Проверено 10 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  93. Гран При Турции : Свободные заезды в пятницу, f1news.ru (5 июня 2009). Проверено 10 марта 2010.
  94. Баттону помешал приказ из боксов..., f1news.ru (20 июня 2009). Проверено 10 марта 2010.
  95. Гран При Великобритании : Гонка. f1news.ru (21 июня 2009). Проверено 11 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  96. Гран При Германии : Квалификация, f1news.ru (11 июля 2009). Проверено 11 марта 2010.
  97. Гран При Германии: Вес машин, f1news.ru (11 июля 2009). Проверено 11 марта 2010.
  98. Росс Браун: "Наша машина уступала Red Bull в скорости", f1news.ru (12 июля 2009). Проверено 11 марта 2010.
  99. Гран При Германии : Гонка, f1news.ru (12 июля 2009). Проверено 11 марта 2010.
  100. Button: Red Bull could destroy us  (англ.), crash.net, Crash Media Group (24 July 2009). Проверено 11 марта 2010.
  101. Гран При Венгрии : Квалификация, f1news.ru (24 июля 2009). Проверено 11 марта 2010.
  102. Гран При Германии, Гран При Венгрии, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  103. Дженсон Баттон: все Гран При, 2009. stat.f1news.ru. WildSoft.ru. Проверено 11 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  104. Гран При Бельгии : Гонка, f1news.ru (29 августа 2009). Проверено 11 марта 2010.
  105. В Brawn GP рассчитывают на стратегию, f1news.ru (12 сентября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  106. Гран При Италии : Гонка, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  107. Росс Браун: "Неудачный день для нашей команды", f1news.ru (26 сентября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  108. Ник Хайдфельд стартует с пит-лейн, f1news.ru (27 сентября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  109. Баррикелло заменили коробку передач, f1news.ru (27 сентября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  110. Гран При Сингапура: Вес машин, f1news.ru (26 сентября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  111. Гран При Сингапура: За спиной победителя, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  112. Гран При Японии : Квалификация, f1news.ru (3 октября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  113. Пять гонщиков оштрафованы стюардами, f1news.ru (3 октября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  114. Гран При Японии: Финал близок, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  115. Дженсон Баттон: "Мы ошиблись с резиной", f1news.ru (18 октября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  116. Гран При Бразилии : Квалификация, f1news.ru (17 октября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  117. Гран При Бразилии: В атакующем стиле, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  118. Росс Браун: "Мы продемонстрировали неплохую форму...", f1news.ru (31 октября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  119. Гран При Абу-Даби: Ответы на вопросы, auto-sport.ru, Авторевю (2009). Проверено 11 марта 2010.
  120. (2009-10-22) «Contents: 169». Autosport 198 (4). Проверено 2009-10-23.
  121. Баттон подписал контракт с McLaren, f1news.ru (18 ноября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  122. Дженсон Баттон: "Мне нужен новый вызов", f1news.ru (19 ноября 2009). Проверено 11 марта 2010.
  123. Мартин Уитмарш: "Наша скорость вселяет оптимизм...", f1news.ru (14 марта 2010). Проверено 28 марта 2010.
  124. Гран При Австралии: Баттон - Кубица - Масса. f1news.ru (28 марта 2010). Проверено 28 марта 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  125. Camper van man Jenson | The Sun |News
  126. Jenson Button is in pool position as he takes a romantic dip with girlfriend Jessica Michibata, Mail Online, Associated News Ltd (29 May 2009). Проверено 1 мая 2010.
  127. Jenson Button: Briton dedicates world championship win to model girlfriend as he lines up for £5m payday, Mail Online, Associated Newspapers Ltd (19 October 2009). Проверено 1 мая 2010.
  128. Jenson Button reaches finishing line with model girlfriend: He found long distance difficult | Mail Online
  129. Дженсон Баттон и Джессика Мичибата снова вместе / Портал о Формуле-1 Formula1.UA

Ссылки

  • Баттон, Дженсон  (рус.) на сайте wildsoft.ru
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Дженсон Баттон
  • Официальный сайт
  • Дженсон Баттон: биография, карьера, статистика выступлений
  • Российский фан-клуб
Спортивные достижения
Предшественник:
Джеки ван дер Энде
Чемпион Британской Формулы-Форд
1998
Преемник:
Николас Кьеза
Предшественник:
Джеки ван дер Энде
Победитель Фестиваля Формулы-Форд
1998
Преемник:
Рикардо ван дер Энде
Предшественник:
Льюис Хэмилтон
Чемпион Формулы-1
2009
Преемник:
Себастьян Феттель
Рекорды
Предшественник:
Рикардо Родригес
20 лет, 123 дня
(Гран-при Бельгии 1962 года)
Самый молодой пилот,
набравший очки в Формуле-1

20 лет, 67 дней
(Гран-при Бразилии 2000 года)
Преемник:
Себастьян Феттель
19 лет, 349 дней
(Гран-при США 2007 года)
Награды
Предшественник:
Эндрю Киркалди
McLaren Autosport BRDC Award
1998
Преемник:
Гэри Паффетт
Предшественник:
Ярно Трулли
Премия имени Лоренцо Бандини
2001
Преемник:
Хуан-Пабло Монтойя
Предшественник:
Дэвид Култхард
Британский гонщик года
2003
Преемник:
Энди Приоль
Предшественник:
Дэвид Култхард
Памятный трофей Хоторна
2004-2006
Преемник:
Дэвид Култхард
Предшественник:
Хуан Пабло Монтойя
Международный гонщик года
2004
Преемник:
Кими Райкконен
Предшественник:
Дэн Уэлдон
Британский гонщик года
2006
Преемник:
Льюис Хэмилтон
Предшественник:
Льюис Хэмилтон
Международный гонщик года
2009
Преемник:
Действующий
Предшественник:
Алан Макниш
Британский гонщик года
2009
Преемник:
Действующий

Шаблон:Link FA

Tags: Дженсон баттон и себастьян феттель, баттон дженсон александр лионс, дженсон баттон википедия.